baron_wolf (baron_wolf) wrote,
baron_wolf
baron_wolf

Categories:

«Pickpocket», 1959. Робер Брессон переосмысливает «Преступление и наказание»

Pickpocket 1959 Robert Bresson
Фильм Робера Брессона «Карманник» является по сути вольным переложением «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского. В Париже в однокомнатной клетушке без замка на двери живёт молодой человек по имени Мишель (Мартен Лассаль). Он нигде не работает, не верит в Бога, пишет дневник и ходит в одной и той же одежде. Решив, что он, как интеллектуально одарённый человек, может преступать закон ради улучшения своих отвратительных жизненных условий, Мишель становится карманником. Первую же «выручку» он хочет отнести больной матери, но у него не хватает смелости сделать это лично. Мишель передаёт деньги через соседку Жанну (Марика Грин). Кроме Жанны Мишель общается с другом Жаком (Пьер Леймари). Несколько раз Мишель излагает свою теорию местному комиссару полиции, у которого не хватает улик для ареста.
Однажды на Мишеля выходит пара профессионалов, которые обучают его мастерству и берут в свою команду. Заработанные деньги Мишель не тратит, а прячет за плинтусом. После ареста подельников и откровенного разговора с комиссаром, который рассказал Мишелю, как его мать однажды подала заявление о краже, но отозвала его назад, узнав, что среди арестованных её сын, Мишель на два года покидает Париж. Возвращается он всё в том же костюме, хотя дела его шли хорошо. Узнав, что за это время Жанна родила ребёнка от Жака и живёт одна, Мишель берёт её под свою опеку и устраивается на работу. Увы, на ипподроме он не может устоять перед очередным богатым дурачком, который оказывается полицейским под прикрытием. Заканчивается фильм свиданием в тюрьме Мишеля и Жанны, которые таким извилистым путём обрели друг друга.

Pickpocket 1959 Robert Bresson
«Карманники» – застывший эмоционально безжизненный фильм, выхолощенный до уровня символов и метафор человеческого существования. Единственное, что содержит в себе жизнь в этой картине – это ребёнок в одной из последних сцен и руки карманников, виртуозно танцующие по карманам под классическую музыку. Причём одиночные кражи Мишеля достаточно невыразительные и искусственные, а вот съёмки его слаженной работы с подельниками завораживают. Большая часть съёмочной группы – непрофессиональные дебютанты. Брессон называл своих актёров «моделями» и не зря. Отстранённые и безжизненные, его герои являются именно моделями человеческого поведения, но не живыми людьми. Де Сика делал из непрофессионалов актёров, которые исключительно живо и естественно смотрелись на экране, Брессон заставляет своих моделей забыть эмоции, чтобы они не мешали ему излагать свои экзистенциальные метафизические размышления об одиночестве, вере и извилистости жизненного пути. Впрочем, фильм предоставляет широкие возможности для трактовок и толкований.

Tags: 1950s, cinema, france, robert bresson
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Just street-football

    Originally published at . You can comment here or there. Арена Лютеция – сохранившаяся древнеримская арена I века почти в самом центре Парижа. В…

  • Об этом не знал даже Кубрик!

    Originally published at . You can comment here or there. Загадочную женщину, которая спасает героя Круза в «С широко закрытыми…

  • La cathédrale Notre-Dame d’Amiens

    Originally published at . You can comment here or there. Собор Амьенской Богоматери — самый большой готический собор Франции по своему…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments