baron_wolf (baron_wolf) wrote,
baron_wolf
baron_wolf

Categories:

«Naked and the Dead, the», 1958. Военная драма Рауля Уолша о власти

Naked and Dead 1958 Raoul Walsh
Рауль Уолш в 1958 году экранизировал военный роман Нормана Мейлера «Нагие и мёртвые». Это один из последних фильмов Уолша, а также один из последних фильмов компании «RKO». На небольшой остров в Тихом океане, занятый японцами, высаживается американский десант. В центре повествования находятся три героя: сержант Сэм Крофт (Алдо Рэй), лейтенант Роберт Хирн (Клифф Робертсон) и генерал Каммингс (Реймонд Мэсси). Сэм – злая машина для убийства, садист, которому доставляет удовольствие расстреливать безоружных пленных и выдёргивать потом у них зубы на продажу. Обладает неколебимым авторитетом в своём взводе из-за колоссального военного опыта и умения спасать своим людям жизни. Фанатично предан армии, является женоненавистником из-за измены жены. Генерал Каммингс твёрдо убеждён, что любая власть держится на страхе, и любая власть должна быть почти неограниченной. Лучшая дисциплина в армии будет тогда, считает Каммингс, когда он за брошенный окурок сможет сажать солдата на пять лет. К себе в адъютанты он выбрал бывшего плейбоя Роберта по простой причине – отец Роберта также не считал своих подчинённых за людей, как Каммингс. Роберт же держится строгих гуманистических убеждения, согласно котором офицеры должны заслужить любовь солдат и отказаться от своих привилегий.
После очередного идеологического спора Каммингс отправляет Роберта вместе с взводом Сэма в опаснейшую операцию в тылу врага. Встретив сопротивление японцев, Роберт хочет повернуть назад. Не умеющий отступать Сэм убеждает своего разведчика солгать и сказать Роберту, что путь чист. В результате Роберт получает пулю. Трое солдат волокут раненного к морю, а Сэм с остатком взвода идёт в горы. Когда у них сдают нервы, он заставляет их идти вперёд под угрозой расстрела. В итоге Сэм погибает, но его отряд передаёт в штаб важнейшие сведения о месторасположении японских частей. Это позволяет полковнику, которого Каммингс оставил на острове и отбыл в штаб, начать победную атаку вопреки приказу генерала. Фильм завершается посрамлением Каммингса – он упустил момент для решающей атаки, да ещё и вернувшийся Роберт говорит, что теперь твёрдо убеждён в своей правоте – 16 миль по горам его на носилках несли из любви, а не из страха.

Naked and Dead 1958 Raoul Walsh
В этой военной картине хорошо смотрятся вместе масштабные батальные сцены, философские диалоги и молчаливые монологи героев, посвящённые прошлому (важнейшая тема творчества Рауля Уолша). Важную роль в повествовании играют женщины – не случайно фильм начинается со стриптиза. Кого-то терзают измены, кого-то – смерть возлюбленной, кто-то скучает по случайным половым связям. Каммингс, например, уговаривая Роберта женится, признаётся, что его жена, хотя и не красавица, зато многое сделала для его карьерного роста. Особняком стоят несколько эпизодов из жизни взводного дурачка Вудро Вильсона, который нарисовал полуобнажённую красотку на внутренней стороне своей плащ-палатки. При не очень сильной для Уолша режиссуре, не очень выразительной актёрской игре (хотя Алдо Рэй прекрасен) и минимальном количестве слабых сцен (флешбеки, например) этот фильм поднимает множество проблем, с которыми люди сталкиваются не только в военных условиях, но которые особенно остро встают во время боевых действий. Помимо сложностей межличностных отношений, важнейшей темой фильма является тема власти и возможности существования гуманной власти в столь негуманных условиях, как Вторая мировая война.
Саундтрек Бернарда Херрманна по своему качеству стоит в одном ряду с лучшими произведениями композитора, написанными для Альфреда Хичкока.

Tags: 1950s, cinema, raoul walsh, usa
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment