baron_wolf (baron_wolf) wrote,
baron_wolf
baron_wolf

Category:

«Third Man, the», 1949. Венский нуар Кэрола Рида

Third Man 1949 Carol Reed Orson Welles Joseph Cotton
Этот изысканный нуар в декорациях старой Вены снял английский режиссёр Кэрол Рид. «Третий человек» – очень разносторонний фильм. Эклектичный, ироничный, трагичный, романтичный, утончённый, жестокий, декадентский, формалистский, загадочный, музыкальный, фантастичный… Отчасти многогранную атмосферу «Третьего человека» передаёт следующая цитата из фильма: «Crabbin: We do a little show each week. Last week we had «Hamlet.» The week before we had… something. Sgt. Paine: The striptease, sir».
Послевоенная полуразрушенная Вена разделена на четыре части между союзниками. Изысканные барочные фасады пошли трещинами, а статуи древнегреческих богов и героев с горечью смотрят на руины вокруг них. Культура предана забвению, процветает чёрный рынок и доходящая до жестокости меркантильность. Если в этом мире есть Бог, то сейчас он смотрит в другую сторону. Именно в это время в Вену заносит посредственного писателя бульварных вестернов (обложки этих книг в Вене смотрятся оксюмороном) Холли Мартинса (Джозеф Коттен). Он прибыл сюда без гроша в кармане по приглашению своего старого друга Гарри Лайма (Орсон Уэллс). Холли опоздает в квартиру Гарри. Тело вынесут за десять минут до его прихода. Холли, почувствовав себя героем плохого вестерна, вместо полиции захочет расследовать загадочную смерть Гарри Лайма. Полиция будет заниматься этим делом, по той причине, что Гарри Лайм был беспринципным торговцем контрабандным пенициллином. На его счету множество человеческих жизней и искалеченных детей. Холли Мартинс захочет восстановить честное имя своего друга. В ходе расследования ему доведётся влюбиться в любовницу Гарри нелегалку Анной Шмидт (Алида Валли) и познакомиться с друзьями Гарри, в числе которых зловещий барон Курц, играющий в кабаках на скрипке для пропитания.

Third Man 1949 Carol Reed Orson Welles Joseph Cotton
Двумя столпами этого крепкого фильма является мастерство музыканта Энтона Караса и оператора Роберта Краскера. Первый записал запоминающийся саундтрек, состоящий полностью из одной цитры, способной передавать целую гамму эмоций. Второй создал незабываемые картины ночной Вены в контровом свете, венских катакомб, в которых проходит финальная часть фильма и огромных интерьеров со следами былого величия. Рид и Краскер серьёзно злоупотребляют заваленными горизонтами, что, кстати, совершенно не мешает фильму, который демонстрирует рушащийся мир Холли Мартинса. Богатство декадентских подтекстов, прекрасная актёрская игра абсолютно на всех уровнях, постоянная чередование и слияние самых разных оттенков настроения фильма, интригующий сюжет, всепроникающая авторская ирония – всё это делает фильм безусловным шедевром.

P. S. Мой любимый монолог из фильма: «Don’t be so gloomy. After all it’s not that awful. Like the fella says, in Italy for 30 years under the Borgias they had warfare, terror, murder, and bloodshed, but they produced Michelangelo, Leonardo da Vinci, and the Renaissance. In Switzerland they had brotherly love – they had 500 years of democracy and peace, and what did that produce? The cuckoo clock. So long Holly. »

Tags: 1940s, carol reed, cinema, joseph cotten, orson welles, uk
Subscribe

  • Just street-football

    Originally published at . You can comment here or there. Арена Лютеция – сохранившаяся древнеримская арена I века почти в самом центре Парижа. В…

  • Об этом не знал даже Кубрик!

    Originally published at . You can comment here or there. Загадочную женщину, которая спасает героя Круза в «С широко закрытыми…

  • La cathédrale Notre-Dame d’Amiens

    Originally published at . You can comment here or there. Собор Амьенской Богоматери — самый большой готический собор Франции по своему…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments