baron_wolf (baron_wolf) wrote,
baron_wolf
baron_wolf

Category:

«Salaire de la Peur», 1953. Знаменитый триллер Анри-Жоржа Клузо

Salaire de la Peur 1953 Henri-Georges Clouzot Yves Montand
«Плата за страх» – первый фильм, получивший одновременно Золотую пальмовую ветвь и Золотого медведя. Анри-Жорж Клузо снял длинный напряжённый психологический триллер о доставке нитроглицерина по горной дороге.
Парижанин Марио (Ив Монтан) прочно застрял в глуши Латинской Америки. Железной дороги нет, единственное шоссе ведёт к нефтяной скважине компании «СОК», билеты на самолёт дороги. Работы тоже нет. Марио целыми днями сидит в кафе Эрнандеса, обклеил стену эротическими фотографиями белых женщин, так как устал спать с негритянками, и держит под стеклом единственную реликвию – билет парижского метрополитена. С Марио всё время заигрывает метиска Линда (Вера Клузо) – служанка Эрнандеса. Как-то в городок прилетел хорошо одетый мистер Джо (Шарль Ванель). Он оказался бывшим бандитом, оставшимся сейчас без денег. На последние пятьдесят долларов он улетел, куда глаза глядят. Джо и Марио моментально разглядели друг в друге парижан. Марио настолько подружился с Джо, что забыл ради него Линду и ушёл от итальянца Луиджи (Фолько Лулли), с которым делил убогое жилище. Джо хорошо одет, строит из себя серьёзного человека, показывает всем местным жителям своё бесстрашие и крутой нрав. Джо пытался было шантажировать управляющего шахтой, своего бывшего подельника Билла О’Брайена, чтобы получить работу, но у него ничего не вышло. Джо понимает, что ему отсюда просто так не выбраться, а у него всего один хороший костюм, который он не намерен менять на обноски. Жизни в глуши, раскрытию характеров Джо и Марио посвящен длинный пролог. Всё меняется, когда на шахте «СОК» загорается скважина.
Пожар, унёсший жизни тринадцати рабочих можно потушить только большим взрывом. Билл объявляет конкурс. Он готов заплатить четырём водителям по две тысячи долларов за доставку двух грузовиков с нитроглицерином на буровую. А это четыреста километров по разбитой горной дороге, на которой любая выбоина может привести к детонации неустойчивого нитроглицерина. После небольших испытаний Билл отбирает четверых: Марио, Луиджи, Бимбу (Петер ван Эйк) и Смерлофа. Мотивы Марио понятны. Луиджи не может больше работать на стройках «СОК» из-за скопившейся в лёгких цементной пыли, Бимбо, водитель Эрнандеса, ничего не боится после трёх лет немецких концлагерей. Немец Смерлоф никуда не поедет – его ночью убьёт Джо, чтобы занять его место. В первую машину сядут Джо и Марио, во вторую – Луиджи и Бимбо. В три часа утра начнётся их длинное, полное опасностей путешествие, которое раскроет истинные характеры героев и их скрытые возможности. Дорога типа «стиральная доска»; узкий поворот, который можно проехать, только сдав задом на шаткий мостик, нависающий над пропастью; горный обвал; огромная лужа нефти – каждое из этих препятствий потребует от экипажей максимальной собранности и слаженности действий. И спутником четверым смельчакам, из которых доедет до вышки только один, на их длинном будет ежеминутный звериный страх моментальной смерти от любой неосторожности. За этот отнимающий силы страх им и платят такие огромные деньги. Главное для водителей – это не забыть, что чувство страха здесь является залогом жизни.

Salaire de la Peur 1953 Henri-Georges Clouzot Yves Montand
Градус напряжения во второй половине «Платы за страх» превосходит лучшие триллеры Хичкока. Дело в том, что в фильме после пресловутых трёх часов утра есть только опасная дорога и ничего больше. Герои один на один с опасным грузом и с личными проблемами. Единственный момент, когда они отвлекаются – ближе к концу путешествия Марио и Джо предаются воспоминаниям о Париже. Длинная первая часть фильма не такая напряжённая, однако наполнена хорошими психологическими сценками, никакая из которых не кажется лишней. В ней преобладает скрытое напряжение, которое исходит от персонажа Шарля Ванеля. Собственно всю гамму переживаний людей, которые от отчаяния из безысходности взялись за смертельно опасную работу, передают только Шарль Ванель и Ив Монтан (его первая драматическая роль). Отдельно в этом великолепном психологическом фильме стоит отметить работу французского оператора Армана Тирара и декораторов, сумевших на юге Франции создать достоверный латиноамериканский городок.

Tags: 1950s, cinema, france, henri-georges clouzot, yves montand
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Just street-football

    Originally published at . You can comment here or there. Арена Лютеция – сохранившаяся древнеримская арена I века почти в самом центре Парижа. В…

  • Об этом не знал даже Кубрик!

    Originally published at . You can comment here or there. Загадочную женщину, которая спасает героя Круза в «С широко закрытыми…

  • La cathédrale Notre-Dame d’Amiens

    Originally published at . You can comment here or there. Собор Амьенской Богоматери — самый большой готический собор Франции по своему…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments