baron_wolf (baron_wolf) wrote,
baron_wolf
baron_wolf

Category:

«Man Who Knew Too Much, the», 1956. Альфред Хичкок снимает римейк своего же фильма

Man Who Knew Too Much 1956 Alfred Hitchcock James Stewart
«Человек, который знал слишком много» – случай практически уникальный в истории кинематографа. Альфред Хичкок переснял свой собственный фильм 1934 года с Петером Лорре.
В Марокко отдыхает врач Бенджамин МакКенна (Джеймс Стюарт) с женой Джозефиной «Джо» (Дорис Дэй) и сыном Хэнком. Джо начинает казаться, что за ними по какой-то загадочной причине следят. Затем они становятся свидетелями кровавого убийства их подозрительного попутчика по автобусу Луи Бернара (Даниэль Желин) прямо на людном рынке. Луи умирает на руках у Бенджамина и успевает его предупредить, что в Лондоне готовится убийство высокопоставленного политики. «Амброуз Чеппелл», – успевает произнести перед смертью Луи. Семейную пару вызывают в местный полицейский участок. Они отдают Хэнка своим соседям по отелю – благопристойной семейной паре Дрейтонов. Чуть позже неизвестный звонит прямо в полицейский участок и сообщает Бенджамину, что Хэнку угрожает опасность, и Бенджамин никому не должен рассказывать о том, что поведал ему Луи.
Бенджамин не отчаивается. Узнав, что Дрейтоны покинули Марокко, он вместе с Джо срочно вылетает в Лондон. Бенджамин отправляется к единственному в Лондоне Амброузу Чеппеллу. Он оказывается таксидермистом достаточно мерзкого вида. Бенджамин прямо высказывает ему всё, что знает об убийстве и похищении. Лишь, когда Амброуз вызвал полицию, Бенджамин понял, что обознался. Джо же догадывается, что Чеппелл – это не фамилия, а «часовня» по-английски. Она звонит мужу, они приезжают к часовне и застают там Дрейтонов. Бенджамин остаётся в часовне, а Джо идёт звонить в полицию. Бенджамина оглушают и запирают в часовне, а Джо в поисках капитана из Скотланд-Ярда, который допрашивал их в аэропорту попадает в на концерт в Альберт-холле. По счастливой случайности именно здесь запланировано убийство премьер-министра. Выстрел намечен одновременно с громким ударом литавр. Джо замечает в холле подозрительного человека, которого она видела в Марокко. Однако, под угрозой жизнь её сына. Долгие минуты она в слезах стоит в проходе, не зная, что её делать. Наконец, когда убийца уже достал пистолет, она решается и визжит на весь Альберт-холл. От её крика рука киллера дрогнула и премьер-министр отделался лёгкой раной. Дальше Бенджамин и Джо достаточно просто сумели вызволить Хэнка из лондонского посольства неназванной страны, заказавшей Дрейтонам политическое убийство.

Man Who Knew Too Much 1956 Alfred Hitchcock James Stewart
Фабула фильма прекрасно вписывается в череду шпионских фильмов Альфреда Хичкока тридцатых годов, в которых простые люди оказываются шпионами, и простые же люди раскрывают международные заговоры. Однако, «Человек, который слишком много знал» лишён той лёгкой, развлекательной атмосферы, которая часто сопровождала шпионские фильмы Хичкока. Он не достигает драматизма «Саботажа»: Хэнк остаётся живым, в отличие от несчастного Стиви, но всё таки ощутимо мрачнее большинства хичкоковских фильмов. Джеймс Стюарт большую часть фильма серьёзно играет драму, но и раскрывает свою многогранность в редких комедийных эпизодах, вроде арабского ресторана, где надо сидеть на низких диванах (рост актёра – 191 см) и есть обязательно тремя пальцами правой руки. Наибольшая нагрузка в фильме ложится на Дорис Дэй. Матери вообще редко появляются в фильмах Хичкока, а здесь это мечущаяся в отчаянии мать, которая временно потеряла сына и по воле рока страдает за чужие грехи (вариант стандартного для режиссёра ложного обвинения). В фильме Хичкок очень здорово использует звук в ключевых моментах, почти как в «Шантаже». Длинная сцена в Альберт-холле, во время которой не произносится ни одного слова и нет никакого действия (мы видим только страдания героини и симфонический оркестр), является лучшей сценой фильма. Также Хичкок создаёт совершенно параноидальную атмосферу во время прогулок героев по ярко освещённым, но причудливо безлюдным, лондонским переулкам. Здесь напрашивается сравнение с финальными кадрами «Седьмой жертвы» Марка Робсона. Оказывается, чтобы нагнать на персонажей и зрителей ощущение иррационального ужаса не обязательно до предела затемнять улицы.
Традиционный оператор Хичкока Роберт Баркс на этот раз сработал плохо. Возможно, это связанно с ограниченным бюджетом картины. Зато можно похвалить звуковиков, которые работали над этим фильмом.

Tags: 1950s, alfred hitchcock, cinema, james stewart, usa
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Just street-football

    Originally published at . You can comment here or there. Арена Лютеция – сохранившаяся древнеримская арена I века почти в самом центре Парижа. В…

  • Об этом не знал даже Кубрик!

    Originally published at . You can comment here or there. Загадочную женщину, которая спасает героя Круза в «С широко закрытыми…

  • La cathédrale Notre-Dame d’Amiens

    Originally published at . You can comment here or there. Собор Амьенской Богоматери — самый большой готический собор Франции по своему…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment